Постановление Сахалинской областной Думы от 21.03.2013 N 2/6/96-6 "О законодательной инициативе Сахалинской областной Думы по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"



САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. № 2/6/96-6

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 3.5 И 8.37 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И СТАТЬЮ 256 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Сахалинская областная Дума постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
2. Направить проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в Правительство Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации для получения официальных отзывов.
3. Предложить депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.А.Карлову оказать содействие в получении официальных отзывов Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и представлять Сахалинскую областную Думу при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить указанный проект федерального закона в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Верховскому А.Г., Ивановой Ж.Я., депутату Государственной Думы Г.А.Карлову с просьбой поддержать законодательную инициативу Сахалинской областной Думы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономическому развитию Т.А.Кончеву.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов





Проект
вносится
Сахалинской областной Думой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 3.5 И 8.37 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И СТАТЬЮ 256 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Статья 1

Внести в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2006, № 45, ст. 4634; 2007, № 26, ст. 3089; № 50, ст. 6246; 2008, № 20, ст. 2259; № 49, ст. 5748; № 52, ст. 6235; № 52, ст. 6236; 2009, № 29, ст. 3597; № 30, ст. 3735; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4193; 2011, № 1, ст. 23; № 19, ст. 2714; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7362; 2012, № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320; № 47, ст. 6403; № 47, ст. 6404; № 53, ст. 7602) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 после слов "не превышающем пяти тысяч рублей," дополнить словами "в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 8.37 настоящего Кодекса, - десяти тысяч рублей,";
2) в абзаце втором части 2 статьи 8.37 слова "от одной тысячи до двух тысяч" заменить словами "от пяти тысяч до десяти тысяч", слова "от десяти тысяч до пятнадцати тысяч" заменить словами "от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч", слова "от ста тысяч до двухсот тысяч" заменить словами "от двухсот тысяч до трехсот тысяч".

Статья 2

Внести в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2005, № 1, ст. 1; 2007, № 50, ст. 6246; 2010, № 19, ст. 2289; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362) следующие изменения:
1) в абзаце шестом части первой слова "от ста тысяч до трехсот тысяч" заменить словами "от трехсот тысяч до пятисот тысяч", слова "арестом на срок до шести месяцев" заменить словами "лишением свободы на срок до двух лет";
2) в абзаце втором части второй слова "от ста тысяч до трехсот тысяч" заменить словами "от трехсот тысяч до пятисот тысяч", слова "арестом на срок до шести месяцев" заменить словами "лишением свободы на срок до двух лет";
3) абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:
"наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 3.5 И 8.37 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И СТАТЬЮ 256 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

Проект федерального закона разработан в целях усиления административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Ужесточение наказания за пользование водными биологическими ресурсами необходимо, так как на сегодняшний день штрафные санкции за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов во внутренних водных объектах, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) остаются крайне низкими и не отвечают требованиям соразмерности наказания совершенному правонарушению. Размеры штрафов, установленные КоАП РФ, за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов во внутренних водных объектах не изменялись с 2007 года, т.е. более пяти лет.
Как показывает практика, правонарушения в области рыболовства все более приобретают характер организованной преступной деятельности, осуществляемой в промышленных масштабах с применением современных орудий промысла и других технических средств, и являются правонарушениями, совершаемыми в сфере пользования водными биологическими ресурсами.
В распоряжении браконьеров имеются транспортные средства, в том числе плавсредства, позволяющие быстро достигать района лова и уходить от преследования. При осуществлении незаконного промысла применяются приборы спутниковой навигации, безошибочно определяющие место установки сетей, приборы ночного видения и другие технические средства.
В связи с тем, что правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биоресурсов, являются лишь начальным звеном преступной цепи, связанной с незаконной переработкой и оборотом водных биоресурсов, легализацией денежных средств, полученных преступным путем, укрытием доходов от уплаты налогов и других обязательных платежей, контрабандой стратегического сырья, невозвратом денежных средств в иностранной валюте и т.д., незаконная добыча водных биоресурсов представляет высокую степень общественной опасности как по характеру деяния, так и по степени опасности последствий, наносит значительный ущерб государству, а в Дальневосточных субъектах Российской Федерации является наиболее распространенным преступлением в сфере экономики.
При этом указанные деяния согласно УК РФ относятся к преступлениям небольшой тяжести. Так, максимальное наказание по преступлениям, возбужденным по фактам незаконной добычи водных биологических ресурсов, предусматривает лишение свободы на срок до двух лет, а при причинении крупного ущерба одним правонарушителем санкция части 1 ст. 256 УК РФ не предусматривает лишение свободы.
Кроме того, санкция части 1 статьи 256 УК РФ, которая предусматривает перечень наказаний, не связанных с лишением свободы (штраф, исправительные работы, арест). На практике возникает парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что для назначения наказания в виде лишения свободы достаточно того, чтобы два и более браконьера совершили преступление по предварительному сговору, т.е. группой лиц, добыли даже незначительное количество водных биологических ресурсов. Вместе с тем, если согласно санкции части 1 статьи 256 УК РФ в действиях браконьеров будут усмотрены все квалифицирующие признаки этой части (к примеру, применение мощной взрывчатки или ядовитых веществ, которое принесет ущерб на сотни миллионов рублей и др.), им не может быть назначена мера наказания в виде лишения свободы, а только лишь штраф или исправительные работы. Причем за повторные аналогичные деяния санкция указанной статьи не позволяет правоприменителям назначать более суровое наказание.
При этом преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 256 УК РФ, представляют значительно более высокую степень общественной опасности по сравнению с той, которая дана в санкции в указанной части. Это объясняется не только причиняемым ими значительным ущербом экологии и экономике страны, но и особо квалифицирующими признаками состава преступления, указанными в диспозиции данной статьи: совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В 2011 году законодателем в УК РФ введена статья 226.1 УК РФ, определяющая ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере.
В целях реализации указанной статьи УК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 был утвержден Перечень стратегически важных товаров и ресурсов, в который были включены водные биоресурсы: рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные.
В ст. 226.1 УК РФ предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Так, в ст. 226.1 УК РФ закреплено, что указанное деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, а совершение указанных деяний организованной группой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Включив водные биологические ресурсы в перечень стратегических ресурсов и установив указанные наказания, законодатель отнес данные преступления к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
Таким образом, законодатель определил высокую значимость водных биологических ресурсов для Российской Федерации.
Кроме того, преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 256 УК РФ, относятся к коррупционным, что также предполагает необходимость ужесточения наказания.
Ужесточение административных санкций части 2 ст. 8.37 КоАП РФ как в отношении граждан, так и в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих добычу водных биологических ресурсов, позволит изменить в лучшую сторону ситуацию в сфере охраны водных биологических ресурсов и предупредить совершение правонарушений в этой области.
Вводимые меры позволят повысить эффективность противодействия преступлениям, характеризующимся наибольшей степенью общественной опасности и размерами причиняемого ущерба, преступным посягательствам в сфере пользования водными биологическими ресурсами в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов, и обеспечить решение стратегических задач в области экологической, продовольственной и экономической безопасности нашего государства.
В долгосрочной перспективе принятие указанного проекта федерального закона, а также его реализация позволит снизить масштабы незаконного вылова водных биологических ресурсов, будет опосредованно способствовать повышению эффективности деятельности предприятий и организаций российского рыбохозяйственного комплекса, улучшить социально-экономическую ситуацию в Дальневосточных субъектах Российской Федерации.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов





Приложение
к проекту
федерального закона
"О внесении изменений
в статьи 3.5 и 8.37
Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
и в статью 256 Уголовного кодекса
Российской Федерации в целях
усиления ответственности
за нарушение законодательства
Российской Федерации
о рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов"

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 3.5 И 8.37 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И СТАТЬЮ 256 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов





Приложение
к проекту
федерального закона
"О внесении изменений
в статьи 3.5 и 8.37
Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
и в статью 256 Уголовного кодекса
Российской Федерации в целях
усиления ответственности
за нарушение законодательства
Российской Федерации
о рыболовстве и сохранении
водных биологических ресурсов"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 3.5 И 8.37 КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И В СТАТЬЮ 256 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЫБОЛОВСТВЕ
И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях усиления ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.

Председатель
областной Думы
В.И.Ефремов


------------------------------------------------------------------